Мельников Владимир Павлович
Выдающийся ученый с мировым именем в области мерзлотоведения, геофизики криолитозоны и геоэкологии, координатор отечественных фундаментальных и прикладных научных исследований в этих областях знания, признанный лидер, объединяющий ученых разных научных направлений для получения новых междисциплинарных знаний и экономического развития северных регионов России.
Владимир Павлович Мельников (род. 5 июля 1940 года, Москва) — российский учёный-геокриолог, академик Российской академии наук (2000). Председатель Тюменского научного центра СО РАН. Научный руководитель академической кафедры криософии Тюменского государственного университета. Специалист в области геокриология.
Председатель Научного совета по криологии Земли РАН, член Бюро Отделения наук о Земле РАН, Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, член-корреспондент Королевской академии наук Бельгии (2000), входил в руководство Международной ассоциации по мерзлотоведению (IPA) (1988−2008г).




vpmelnikov@innovkd.ru

625026, РФ, Тюменская область, Тюмень, Малыгина 86
8 (3452) 688787(771), 8 (9220)750009
Назарова Вера Ивановна, Помощник и пресс-секретарь

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года одним из путей мобилизации ресурсов в регионах для динамичного экономического роста, повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики определено развитие производственных кластеров.



За последние десятилетия экономическая теория прошла очень сложный путь от фрагментарных характеристик предпринимателей, корпораций, органов государственного регулирования как отдельных элементов инновационного процесса к их осознанию в качества сопряженных звеньев целостной системы, в которой научные возможности как источник нововведений, должны быть органически встроены во все бизнес-процессы. Данное понимание роли инновационного фактора привело к формированию концепции национальных инновационных систем.



В настоящий момент завершена разработка Концепции кластерной политики в Российской Федерации и предполагается проведение экспериментов по реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях. Политика включает мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях, а также нормативно-правовое обеспечение, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы и информационную поддержку.

Сформирована общая методическая, инструментальная база Тюмень, Тюменская область, РФ по взаимодействию институтов - участников Проекта (университеты Москвы и Тюмени, институты СО РАН биологического профиля и зарубежные учреждения: Каролинский Институт (Швеция), Университет Джона Хопкинса и Маунт Синай (США).



Национальный Инновационный центр кремниевых технологий, Кремниевая Даль (2015) в реализации кластерной политики представляет огромный интерес для России, так как органически сформированная структура, ведущая адекватный российским реалиям учет эффективных подходов в области инноваций, на наш взгляд, будет способствовать: росту темпов распространения инноваций; повышению качества инновационных проектов и сопряженного с ними менеджмента; преодолению барьеров между НИОКР и реальным сектором; повышению эффективности коммерциализации новшеств, а соответственно росту конкурентоспособности отечественных бизнес-структур.



Общим итогом может стать улучшение инновационного климата в стране с одновременным повышением темпов ее социально-экономического развития. В условиях глобальной конкуренции значение инновационного фактора, безусловно, будет возрастать. Глобализация ускорит мировой инновационный процесс.
Благодаря инициативам В.П. Мельникова в созданном им научном коллективе получил развитие целый ряд других междисциплинарных направлений исследований, многие из которых на несколько десятилетий предвосхитили активно внедряемую сегодня парадигму конвергенции различных научных знаний для эффективного решения актуальных проблем современности.


Кла́стер (англ. cluster) — группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
В зарубежной практике инновации рассматриваются как ключевой фактор развития бизнес-сферы.
В Германии в целях формирования общества знаний, основанного на человеческом капитале, образовании и инновационной политике, правительством осуществляется комплекс мер по активизации инновационной деятельности как на национальном уровне, так и на уровне отдельных регионов, а также для значимых промышленных сфер и специфических групп населения (студенты, молодые ученые). Эти меры предполагают: стимулирование инновационной активности предприятий посредством финансовой помощи, включая предоставление субсидий, в т.ч. грантов; упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени на фирмы, упразднение бюрократических процедур, связанных с организацией НИОКР; совершенствование системы образования и науки с целью сокращения недостатка квалифицированной рабочей силы; обеспечение условий для формирования сбалансированного партнерства между государственными исследованиями и коммерческими инновационными проектами.

В Финляндии малые и средние инновационные предприятия обеспечиваются разноплановым консалтингом. Поддержка включает также субсидии, ссуды, венчурный капитал и инфраструктурное обеспечение, в т.ч. в рамках технологических программ Tekes и исследовательских программ академий. Многие государственные и частные инициативы, направленные на поддержку и создание новых технологичных компаний, связаны с индустрией венчурного капитала и разнообразными схемами инкубаторов. В качестве примера можно привести Программу по созданию и развитию центров знаний. Основная задача таких центров заключается в максимальном использовании местных, региональных и национальных ресурсов в определенных областях науки и техники для стимулирования инновационной деятельности, активизации производственного процесса, основанного на самых передовых достижениях науки, а также в увеличении возможностей регионов получать доходов от финансирования НИОКР. В последние годы в Финляндии функционирует более 20 центров, охватывающих 45 направлений научных исследований. Правительство Финляндии приняло решение о включении 13 национально значимых кластеров знаний и 21 центра знаний в Программу на 2007-2013гг. Подобная поддержка инноваций позволила Финляндии стать одним из лидеров Европы в новейших направлениях научных исследований.

В США правительством предложен и внедрен целый ряд мероприятий прямого и косвенного обеспечения высокой эффективности инновационной и венчурной систем. К первой группе мер относятся: участие государства в венчурных фондах или выделение средств малым фирмам напрямую; предоставление особых финансовых стимулов тем инвесторам, которые вкладывают свои средства в венчурные фонды или непосредственно в развитие малых фирм; специальные меры, расширяющие круг потенциальных инвесторов венчурных фондов. Относительно новым явлением в федеральной политике США стала государственная поддержка совместных исследовательских проектов корпораций и университетов, направленная на максимизацию использования внутренних научно-исследовательских ресурсов частного сектора, научных и образовательных структур. Косвенные методы призваны в первую очередь формировать благоприятный климат для ведения венчурного бизнеса и выражаются в следующих мерах: создание высокоразвитой информационной системы (сети консалтинговых центров при правительственных организациях, торгово- промышленных палатах, региональных и отраслевых объединениях предприятий); налоговое стимулирование (в т.ч. устранение двойного налогообложения инвесторов, участвующих в формировании венчурных фондов). Частным предприятиям предоставляется «инвестиционный налоговый кредит» в размере 6-10 % общей стоимости капитальных вложений в машины и оборудование; эффективная система защиты интеллектуальной собственности, которая является во многих случаях единственным капиталом инновационных фирм на ранних стадиях их существования; содействие повышению ликвидности рисковых капиталовложений путем создания специальных бирж для новых фирм, которые не могут получить доступ на обычные фондовые биржи (NASDAQ, EASDAQ); обучение предпринимателей, консультирование, распространение информации о перспективных проектах и потенциальных инвесторах и др.; создание инфраструктуры, обеспечивающей успешное ведение инновационных проектов.

В Китае делается принципиальная ставка на человека, раскрытие его индивидуальных способностей, т.е. на внутренний интеллектуальный капитал страны, выражающийся в развитии образования, науки и инноваций. Эти меры включают: развитие сетевого (дистанционного) и непрерывного образования, повышение квалификации специалистов для экономики, инновационного бизнеса и социального управления; увеличение финансирования НИОКР, включая как государственные, так и частные инвестиции. Сегодня Китай тратит на НИОКР около 1,5 % ВНП и это самый высокий показатель среди развивающихся стран, хотя всего около половины того, что тратят развитые страны со сложившейся рыночной экономикой. К 2020 г. правительство планирует довести этот показатель до 2,5 %); охрану интеллектуальной собственности и постоянную модернизацию налоговой системы; создание благоприятного инновационного климата и содействие развитию венчурной индустрии, поддержка экспорта национальной наукоемкой продукции; создание специальных зон индустриального и научно-технологического развития. Более 30 % прироста китайской экономики дает реализация инновационных проектов. Доля продукции высоких технологий в китайском экспорте неуклонно возрастает и составляет сегодня около 30 %.

К числу бесспорных мировых лидеров в области инноваций относится Швеция. Управление инновациями в этой стране отличается своей комплексностью и системностью. В этой связи на шведской практике регулирования инновационных процессов стоит остановиться немного подробнее. В динамичном развитии Швеции очень велико влияние инновационного фактора. По соотношению масштабов инновационной деятельности с объемом ВВП Швеция уже долгое время занимает лидирующие позиции в мире. При этом очень большую нагрузку затрат на инновационное обеспечение национального хозяйства, формирование экономики знаний (Knowledge – based economy) в Швеции несет частный бизнес, опираясь на поддержку государства, стимулирующую инновационную активность. В целом малые и крупные компании Швеции, взаимодействуя, создают достаточно устойчивое и конкурентоспособное бизнес-образование, в котором шведские корпорации нередко выступают в роли заказчиков и потребителей инновационных разработок малых фирм.
Обобщая эти и другие результаты анализа современной научно-технической Политики в передовых, добившихся наибольших успехов странах, можно сделать вывод о том, что их объединяет движение к такой системе, в которой иерархия приоритетов формируется в результате действия разновекторных сил, включая политические, экономические, социальные и глобальные требования, в которой критерий успеха – это устойчивость научного и инновационного развития.

НИ Иванова Академик РАН